Утрата товарной стоимости

Верховный суд России в своём Определении по делу № 59-КГ16-9 от 19 июля 2016 г. подтвердил свою позицию в части возможности взыскания с виновного лица ущерба в виде возмещения утраты товарной стоимости автомобиля. Верховный суд указывает:

Уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).

Обычно суды отказывают во взыскании компенсации утраты товарной стоимости, поскольку размер компенсации трудно установить в силу субъективных причин, однако Верховный суд не убоялся этих трудностей и указал:

учитывая, что при предъявлении требований о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

То есть, потерпевшему необходимо доказать виновность ответчика, а также наличие убытков и их объём. А размер убытков, как в натуре, так и в денежном выражении, должен устанавливать суд.

А. Полищук