Реорганизация и учёт имущества

В практике российских компаний довольно часты ситуации, когда их реорганизуют путём присоединения к ним другой компании. Совместно с присоединяемой компанией переходит в собственность компании - правопреемника и имущество, в том числе недвижимое – земельные участки, здания и сооружения.

Тогда перед компанией встаёт вопрос – когда и каким образом сообщить налоговому органу о том, что собственник у имущества сменился и что налоги теперь нужно платить совсем другому юридическому лицу? Обычная практика - когда о переходе права извещает Росреестр, в данном случае не работает, поскольку никто в Росреестр сведения о реорганизации юридического лица не сообщает.

Федеральная налоговая служба озадачилась этим вопросом, ведь можно долго ждать налогов от правопреемника, который пользуясь небольшой лазейкой в законе, может длительный срок скрываться от уплаты налога на имущество, поскольку сведения о реорганизации в Росреестр как правило не подаются, а именно из единого реестра недвижимого имущества и сделок с ним налоговая служба черпает сведения о налогооблагаемой базе налогоплательщиков. Причём речь не идёт о каком –то злом умысле правопреемника, а просто обычная невнимательность.

ФНС написало и разослало письмо № СА – 4 1-/639 от 08 апреля 2014 г., в котором разъяснило своим территориальным подразделениям и заинтересованным лицам, что о смене собственника можно сообщить письмом на бланке организации – правопреемника с указанием данных правопреемника (наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения), так и правопредшественника, а также приложением перечня и характеристик объектов недвижимости (кадастрового номера, места нахождения, площади и других индивидуальных особенностей).

Сроки представления такого заявления налогоплательщика не обозначены, посему надо исходить из соображений разумности и своевременности.

 А. Полищук