Информационные письма ФНС и Минфина

Не секрет, что Федеральная налоговая служба, а также Министерство финансов России выпускают огромное количество всякого рода разъясняющих ту или иную норму права или ситуацию информационных писем. Я и сам нередко комментировал то или иное письмо ФНС или Минфина.

Однако у всякой медали есть две стороны и последнее время подобные письма стали заслонять и подменять собой те нормативные акты (законы и подзаконные акты), разъяснять и комментировать которые данные письма были призваны, при этом они не являются нормативными актами и соответственно, не подлежат обжалованию и оспариванию, хотя далеко не всегда точка зрения, высказываемая в том или ином письме истина в последней инстанции.

Дело дошло до того, что проблему стал решать Конституционный суд, который в своём Постановлении №6-П от 31 марта 2015 г. высказал следующее:

По мнению Конституционного суда, можно обжаловать в суде акты ФНС России и иных федеральных органов исполнительной власти, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами

Признано неконституционным положение пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в той мере, в какой оно по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании актов ФНС России, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования), но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.

Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов ФНС России, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами.

До внесения в законодательство соответствующих изменений рассмотрение дел об оспаривании таких актов ФНС России должно осуществляться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.

Так что теперь, если вы сочтёте, что какое-то письмо ФНС или другого органа исполнительной власти противоречит закону и нарушает ваши права, можно смело оспаривать его в суде.

А. Полищук