Подсудность по «недружбе»

В связи с существенным изменением политического климата на планете и делением государств на тех, кто дружит, и других, кто не особо, изменился подход арбитражных судов к пунктам о подсудности в договорах и контрактах с иностранными партнёрами.

Так, российский контрагент заключил договор с испанской фирмой, в договоре прописали пункт, что в случае разногласий, иск рассматривает французский арбитраж.

Затем между партнёрами пробежала «чёрная кошка» и российская компания пошла в арбитражный суд Хабаровского края, поскольку считал, что французский арбитраж отнесётся необъективно к спору, где одна из сторон – российская компания, поскольку Испания ввела санкции в отношении России.

Арбитражный суд Хабаровского края счёл доводы истца несостоятельными и вернул иск, указав, что в договоре чётко написано – рассматривать в арбитражном суде города Парижа, Франция и точка.

Позицию краевого арбитражного суда поддержал Шестой апелляционный арбитражный суд.

Однако кассационная инстанция – арбитражный суд Дальневосточного округа определения нижестоящих судов отменил и указал рассмотреть дело в арбитражном суде Хабаровского края, указав, что дело относится к юрисдикции российских судов, поскольку Франция входит в число стран, которые ввели санкции против России, каковые ограничивают доступ отечественных резидентов к правосудию. Истец подпадает под санкционное воздействие.

Честно сказать, с трудом представляю, какое там санкционное давление на компанию, которая должна второй стороне денег, и причём тут арбитражный процессуальный кодекс, в котором ни о каких санкциях нет ни слова, но можно констатировать, что политика стала влиять и на суд.

Алексей Полищук