Семья – гарантия жилья
По делам о банкротстве арбитражный суд может разрешить продать квартиру, даже если последняя является единственным жильём, при условии, что квартира куплена должником недобросовестно.
Практика дел о банкротстве за 2023 год, утверждённая президиумом верховного суда России 15 мая 2024 года, говорит, что не всё так однозначно.
По делу о банкротстве гражданина арбитражный суд утвердил порядок реализации квартиры, являющейся единственным жильём должника и членов семьи. Апелляционный и кассационный арбитражные суды согласились с таким решением. Однако должник с семьёй не сдавались и дошли до верховного суда России, который выслушал аргументы и определения нижестоящих судов отменил, указав, что решение о лишении должника права на единственное жильё не должно оставить без жилища приобрётших право пользования жилым помещением членов семьи должника, в том числе супругу и несовершеннолетних детей.
При этом экономическая коллегия верховного суда сделала оговорку, указав, что совместное проживание членов семьи должно быть реальным, а не мнимым, а наличие одной регистрации не является надлежащим доказательством реальности совместного проживания семьи.
Алексей Полищук