Судимость не помеха усыновлению

Конституционный суд 03 февраля 2014 г. признал не соответствующим Конституции положение Семейного кодекса о безусловном и бессрочном запрете на усыновление детей гражданами, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности.

Обстоятельства дела: в Конституционный суд обратился гражданин А., в отношении которого в 2009 г. было возбуждено уголовное дело об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью. Впоследствии данное уголовное дело было прекращено в связи с примирением сторон. В 2012 г. суды отказали мужчине в усыновлении пасынка, воспитываемого вместе с женой (также у них есть общий ребенок). При этом биологический отец мальчика дал согласие на усыновление, заявив, что не желает заниматься его воспитанием.

Гражданин А. оспаривал абзац 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса России, который гласит, что не может быть усыновителем лицо, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

По мнению заявителя, эта норма, вводящая бессрочный и неукоснительный запрет на усыновление, не соответствует целям социального государства, противоречит обязательствам по поддержке семьи, "нарушает право на эффективную правовую защиту и справедливое судебное разбирательство".

 Конституционный суд рассмотрел дело и обязал законодателя уточнить положения Семейного кодекса. При этом перечень насильственных преступлений, влекущих абсолютный запрет на усыновление, может быть изменен. Впредь до внесения соответствующих изменений, запрет на усыновление будет носить абсолютный характер для привлекавшихся к уголовной ответственности по тяжким или особо тяжким статьям УК, а также за сексуальные преступления. В отношении других лиц с уголовным прошлым вопрос о праве на усыновление должен решаться судом, говорится в постановлении КС. При этом суд обязан оценить обстоятельства конкретного дела, а также права, интересы и безопасность ребенка. Дело же заявителя подлежит пересмотру.

Данное Постановление КС вызывает противоречивые ощущения, поскольку человек, привлекавшийся к уголовной ответственности за причинение телесных повреждений средней тяжести, дело в отношении которого прекратили по не реабилитирующим основаниям – за примирением сторон, всё – таки не выглядит лицом, которому можно доверить воспитание ребёнка.

А с другой стороны, в любом деле важны нюансы и вполне возможно, что именно этот конкретный человек вполне даже достоин быть усыновителем.

Алексей Полищук