О холодном оружии

Конституционный суд недавно рассматривал интересное дело по вопросу квалификации действий граждан, которых обвиняют в обороте холодного оружия (ст. 222 ч. 4 Уголовного кодекса России), которое подпадает под признаки предметов, являющихся антикварными и имеющих особую культурную ценность. (Постановление № 18-П от 17 июня 2014 г.)

Поводом к рассмотрению дела послужило обращение гражданки N, которая пыталась продать в антикварную лавку два кортика начала ХХ века и попалась бдительным милиционерам, простите, оговорился, полицейским, которые быстренько сляпали в отношении пожилой женщины дело по незаконному сбыту холодного оружия. Данное дело было рассмотрено районным судом, которым присудил N полгода лишения свободы условно, с испытательным сроком в полгода, после чего по амнистии от наказания освободил. Гражданка N с приговором не согласилась и  пыталась обжаловать его вплоть до председателя Верховного суда, ссылаясь на то, что кортики – это антиквариат, имеющий культурно – историческую ценность, однако ей везде отказывали, поскольку согласно экспертизы, кортики её были признаны холодным оружием и точка.

Конституционный суд внимательно исследовал материалы дела и решил, что таки да, в случае, если гражданин пытается продать не обычный тесак, а кортик, образца 1935 г., надлежит к такому гражданину относиться с большим вниманием и не садить его сразу в тюрьму, а рассматривать вопрос с учётом того, что гражданин, продавая или меняя такой кортик, имеющий особую культурно – историческую ценность, преследует мысль не уголовного характера, а оборота предметов культуры, а соответственно в данном случае надлежит конкретизировать правила части 4 статьи 222 УК и выделить в ней данное обстоятельства (оборот оружия, имеющего культурную ценность) особым образом.

Вообще если читать между строк, то в Постановлении КС написано, что таких граждан, продающих, обменивающих или дарящих холодное оружие, являющееся предметом историко – культурной ценности, привлекать к уголовной ответственности вообще не стоит.

Рекомендовано законодателю уточнить нормы оборота такого оружия, с учетом позиции КС по данному вопросу, изложенному в Постановлении.

Таким образом, граждане, когда к вам в руки попадает нож, следует его внимательно осмотреть, а вдруг и впрямь какой клинок Чингисхана? Тогда его можно продавать смело и безбоязненно.

А. Полищук