О печально известном НП «Эдельвейс»
В практике российских арбитражных судов примерно с год назад появились и стали разрастаться как снежный ком дела по искам Некоммерческое партнерство по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс» о защите его исключительных прав, которыми НП владело по договору доверительного управления с многочисленными владельцами исключительных прав на товарные знаки «Маша и Медведь» и прочих героев мультфильмов.
В практике Бюро «ЮристЪ» также было аналогичное дело по представлению интересов ИП по иску «Эдельвейса» о компенсации вреда в размере 50 000 рублей, который рассматривал Арбитражный суд Иркутской области.
Для сведения, всего в арбитражном суде тогда рассматривалось порядка 50 таких дел, а по стране не менее тысячи! «Эдельвейс» со всех просит взыскать с ИП 50 000 рублей, по нашему делу мы сошлись на 10 000 рублей. То есть, по сути в масштабах страны это был огромная афёра по сравнительно честному отъёму денег у ни в чем не повинных ИП и ООО, которые продавали сумочки и рюкзачки с изображением многочисленных «Маш» и прочих Медведей.
А недавно Суд по интеллектуальным правам России выразил своё отношение к требованиям НП «Эдельвейс» в постановлении по делу от 15 июля 2014 г. № А46-8618/2013 следующим образом:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.
Истец, являясь некоммерческой организацией, в силу указанной нормы права не может быть доверительным управляющим и субъектом отношений по договору доверительного управления исключительными правами».
То есть, Некоммерческое партнёрство по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс» вообще не имело прав на заключение договора доверительного управления с владельцами исключительных прав и требования компенсации своего ущерба.
В общем, можно констатировать, что разум всё-таки побеждает, хотя и с большой задержкой.
А. Полищук