Что делать, если директор - воришка?

Высший арбитражный суд продолжает радовать нас своими разъяснениями по разным вопросам хозяйственной жизни.

В последнее время стал актуален вопрос причинения убытков хозяйственному обществу действиями директора, который заключает договоры, которые не исполняются, либо значительно завышают стоимость работ или услуг, или продают имущество Общество за копейки.

Основной вопрос, который встаёт перед учредителями – на каком основании можно взыскать убытки?

Президиум Высшего арбитражного суда в своём Постановлении № 3159/14 от 24 июня 2014 г. разъяснил, что с директора можно взыскать причиненные организации убытки, если он подписал акт приемки работ, которые фактически не были выполнены контрагентом. В данной ситуации разумным и добросовестным поведением директора являлся бы отказ от подписания этого акта.

ВАС указывает, что для взыскания убытков с генерального директора истец должен предоставить убедительные свидетельства недобросовестности и неразумности его действий, доказательства возникновения в связи с этим убытков у юридического лица и обоснование их размера. У директора есть право дать пояснения относительно своих действий, указать на причины возникновения убытков и предоставить соответствующие доказательства.

Кроме того, факт противоправности действий директора может подтверждаться доказательствами, полученными в уголовно-процессуальном порядке, даже если отсутствует вступивший в силу приговор суда. Данные доказательства должны отвечать требованиям относимости и допустимости доказательств. Такими доказательствами могут служить, например, показания директора на стадии предварительного расследования.

То есть, если разъяснять правовую позицию высшего арбитража простым языком, сначала надо обратиться в полицию с заявлением о привлечении директора к ответственности за хищение, а уже потом, после того, как он даст признательные показания, можно с этими показаниями идти в арбитражный суд за взысканием убытков.

На практике найти такого дурака, человека с альтернативным способом мышления, который бы дал показания против самого себя, довольно сложно.

А. Полищук