Арест денег на счету – позиция КС

В последнее время мошенничество путём хищения безналичных денежных средств со счётов предприятий стало весьма распространённым явлением.

В Конституционный суд обратилось ЗАО «Глория», у которого со счёта похитили порядка 25 миллионов рублей, которые были потом обнаружены следствием.

Поскольку лиц, которые совершили мошенничество, не нашли, то предварительное следствие было приостановлено, а безналичные денежные средства помещены до приговора по делу на счета федерального казначейства.

Арест денег, равно как и другого имущества предусмотрен ст. 115 Уголовно – процессуального кодекса России.

Однако решение по размещению арестованных безналичных денег на счета казначейства было обжаловано в Московский городской суд, который велел деньги вернуть в банк, откуда их взяли, и просто наложил арест на операции с данными деньгами.

«Глория», считая, что простой запрет на совершение операций с арестованными безналичными деньгами не обеспечит их должной сохранности, поставило вопрос о необходимости перевода арестованных денег на счета федерального казначейства. В общем, вполне здравая позиция, поскольку только за 2014 год были отозваны лицензии у 20 банков и никто не может гарантировать, что лицензию не отзовут у банка, на счёте которого лежат денежки потерпевшего по уголовному делу.

Конституционный суд в своём Постановлении №31 – П от 10 декабря 2014 г. принял «соломоново решение», в соответствии с которым признал, что наложение ареста на деньги, хранящиеся на счёте, является соответствующим Конституции действием, и в то же время решил, что надо размещать данные денежки на счёте федерального казначейства в случае, когда предварительное расследование по данному уголовному делу приостановлено на неопределенно длительный срок в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Единственное, что мне было непонятно во всей этой истории, так простой вопрос – если ООО являлось реальным владельцем похищенных денег, то что мешало просто вернуть Обществу его деньги? Ведь одной из основных целей уголовного судопроизводства является розыск и возврат потерпевшему похищенного имущества, а не арест такового. Арестовывается обычно имущество, добытое преступным путём в тех случаях, когда оборот его запрещён или неизвестны потерпевшие по делу. Странная история…

А. Полищук