Должная осмотрительность

В жизни нередко предприниматели и юридические лица и граждане сталкиваются с вопросом – какого контрагента выбрать? Как не налететь на недобросовестного и не порядочного исполнителя/подрядчика по договору? Этот вопрос актуален и при защите признания экономически обоснованными затрат в Федеральной налоговой службе.

Давайте посмотрим, что предлагает учитывать ФНС при оценке добросовестности контрагента по договору.

ФНС акцентирует внимание на следующих моментах: первым выделяется, что любая предпринимательская деятельность у нас свободна и рискована в силу требований Конституции и Гражданского кодекса. Понятие рискованность в данном случае понимается, как деятельность на свой страх и риск.

Следовательно, именно на этапе выбора контрагента необходимо проверять его юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность. В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Необходимо удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует перечисленным условиям. Надо посмотреть Устав, учредительные документы лица, документы, подтверждающие возможность руководителя или представителя юридического лица на подписание договора. Основными признаками «плохого» контрагента являются:

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

- контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей.

В тоже время налоговая не считает, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента свидетельствует о его добросовестности. Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает только факт государственной регистрации юридического лица в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Также налоговая службы достаточно скептична в отношении представления контрагентом копии налоговой отчетности и указывает, что даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами её достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

После чтения этих указаний, у читателя может возникнуть вопрос – так с кем же работать, если никакие документы не гарантируют «чистоты» контрагента? Государство фактически устранилось от проверки достоверности сведений, представляемых при регистрации юридических лиц, государство говорит, что даже налоговая отчётность, которую ФНС принимает для учёта и расчёта налогов и та может быть недостоверной, а налогоплательщик должен быть умнее и предусмотрительнее всех.

Готовых рецептов нет, но если вы хотя бы выполните те рекомендации, что даёт сама ФНС и которые изложены в настоящей статье, то это даст основания говорить о вашей должной осмотрительности. Плюс, никто не отменял обычной человеческой осторожности и рекомендаций знакомых и партнёров.

А. Полищук