Возмещение при гибели автомобиля
Любопытное дело №5-КГ15-10 было рассмотрено Верховным судом России в апреле 2015 г. Ещё интереснее выводы, содержащиеся в Определении Судебной коллегии по гражданским делам.
Вкратце суть дела: владелица автомобиля К. застраховала свой автомобиль в страховой компании от рисков угона и хищения. Одним из условий договора было указано, что в случае полной гибели автомобиля, страховая выплата выдаётся за вычетом суммы износа транспортного средства.
Автомобиль был похищен и не найден. К. обратилась в страховую компанию с претензией о выплате страхового возмещения, однако страховая компания в выплате отказала.
Тогда К. обратилась в суд, который взыскал в её пользу страховое возмещение по риску «хищение», однако вычел ту самую пресловутую сумму износа, поскольку так было предусмотрено Правилами страхования, приложенными к договору страхования и являющимися неотъемлемой его частью.
К., посчитав, что её права на полное возмещение ущерба нарушено, обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд России, который рассмотрел её дело и дал следующее заключение:
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы. Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», в случае полной гибели имущества, т.е. при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон). Таким образом, в силу императивной нормы закона в случае полной гибели, утраты застрахованного имущества и отказа выгодоприобретателя от своих прав на указанное имущество в пользу страховщика страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Следовательно, условие договора добровольного страхования транспортного средства о том, что при полной гибели, утраты, в том числе в результате хищения, транспортного средства страховая выплата определяется с учетом износа деталей поврежденного имущества, не подлежало применению, как противоречащее императивной норме, содержащейся в части 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела.
Верховный суд отменил решения нижестоящего суда и отправил дело на новое рассмотрение с учётом изложенной им позиции. Следует признать, что на сей раз это было чёткая и недвусмысленная позиция, которую стоит принять на вооружение.
А. Полищук