Новое в договорном праве
С 01 июня 2015 г. вступают в силу массовые изменения в Гражданский кодекс, которые внесены федеральным законом № 42 –ФЗ от 23 марта 2015 г.
В частности, существенно изменена глава о договорах. Так, вводится понятие ответственности за предоставление стороной недостоверных данных об обстоятельствах, значимых для заключения, исполнения или прекращения договора (например, о его предмете, полномочиях на его заключение). Теперь такая сторона должна будет возмещать убытки или выплачивать предусмотренную договором неустойку другой стороне.
При этом не имеет значения момент, когда были предоставлены такие сведения: до или после заключения договора. Ответственность наступает, если подобные сведения предоставлены с расчетом на то, что другая сторона будет полагаться на них, или имеются разумные основания для данного предположения.
Потерпевшая сторона по общему правилу сможет не только потребовать взыскания убытков или неустойки, но и отказаться от договора. Реализовать это право можно будет, если недостоверные сведения имели для нее существенное значение. Если их предоставление привело к заключению договора под влиянием обмана или существенного заблуждения, вместо отказа от договора потерпевшая сторона сможет заявить требование о признании его недействительным.
По общему правилу отказ от договора и предъявление требования о взыскании убытков или неустойки теперь применяется к стороне, предоставившей недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, независимо от ее осведомленности о недостоверности таких заверений. Аналогичное правило предусмотрено и при предоставлении недостоверных заверений в связи с заключением корпоративного договора либо договора об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ.
Я думаю, что доказать умысел контрагента на предоставление недостоверных сведений будет очень сложно, поскольку надо быть совсем уж не в себе, чтобы признаваться в таких вещах. А без признания виновной стороны остальные доводы будут лишь сотрясанием воздуха и не более того.
А. Полищук