Европейский суд по правам человека и Россия

31 июля 2014 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение по жалобе акционеров нефтяной компании «Юкос» о взыскании с России 1,86 миллиарда евро в пользу акционеров. Данное решение вступило в силу 15 декабря 2014 г. и подлежит исполнению в силу принятых на себя Россией обязательств.

Удивительно, но именно с этого момента депутаты и прочие политики в России вдруг обнаружили, что в Конституции государства Российского записано, что нормы международных договоров имеют для государства бОльший приоритет, нежели собственные законы.

Кстати, в прессе писали про 50 миллиардов, однако при детальном рассмотрении оказалось, что даже и до двух ярдов сумма компенсации не дотягивает (50 миллиардов долларов взыскали по иску акционеров «Юкоса» к России решением Международного арбитражного суда в Гааге, что не имеет никакого отношения к решению ЕСПЧ).

Однако подобное положение дел Россию не устроило и государство начало поиск выхода из ситуации.

В настоящее время в Государственной думе рассматривается проект закона, согласно которого, решать вопрос – исполнять решение ЕСПЧ или нет, будет Конституционный суд, куда с запросом будет обращаться федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен защищать интересы России.

Планируется, что основанием для обращения будет заключение о том, что выполнить решение ЕСПЧ невозможно. Этот документ смогут предоставлять федеральные госорганы, которые ответственны за исполнение такого решения, в том числе и орган, наделенный компетенцией по защите интересов РФ.

Правда, куда при этом девать часть 4 статьи 15 Конституции России: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора?

А Россия подписала международный договор о том, что решения ЕСПЧ являются для неё обязательными к исполнению.

Впрочем, в России всегда закон был, что дышло.

А. Полищук