О процентах за неправомерное удержание денег

За относительно короткий период статья 395 Гражданского кодекса России претерпела разительные изменения и из практически не работающей статьи превратилась в весьма эффективный инструмент для защиты своих интересов по неисполненным денежным обязательствам.

Продолжим изучение Постановления Пленума Верховного суда России № 7 от 24 марта 2016 г. в части рекомендаций по применению статьи 395 Гражданского кодекса.

Верховный суд даёт судам следующие установки:

Проценты по п. 1 ст. 395 ГК подлежат начислению вне зависимости от основания возникновения обязательства – это может быть договор, другая сделка, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанным в Гражданском кодексе. ВС делает особый акцент, что взыскать с государства излишне или незаконно начисленные таможенные, налоговые и прочие платежи не удастся.

Для определения размера процентов, подлежащих начислению, рекомендуется обратиться к сайту Центрального банка по месту нахождения кредитора, если иное не установлено договором.

Если в договоре установлена неустойка за неисполнение денежного обязательства, то проценты по 395 ГК не начисляются.

Отсутствие денег у должника не является уважительной причиной для отказа в начислении процентов по статье 395 ГК.

От уплаты процентов должник освобождён в случае, когда кредитор отказался сам от исполнения, либо не совершил действия, позволяющие исполнить обязательства, например, не сообщил данные банковского счёта для зачисления денег.

Необходимо учитывать, что проценты начисляются по день вынесения решения суда или по отдельному заявлению кредитора – по день исполнения обязательства. При этом последним днём начисления процентов будет день исполнения обязательств.

Посему предлагаю воспользоваться любезными рекомендациями Верховного суда и начать взыскивать проценты по статье 395 со всех недобросовестных должников в полной мере.

А. Полищук