Об административном судопроизводстве
Вот уже чуть более года – с 15 сентября 2015 года в России действует Кодекс административного судопроизводства, который заменил собой ранее действовавшую главу Гражданского процессуального кодекса России об обжаловании решений и постановлений органов государственной власти и местных органов.
Кодекс получился настолько заумный, что до сих пор толком непонятно, когда и каким образом его применять.
В помощь судьям и юристам Верховный суд 27 сентября 2016 года издал Постановление № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором попытался дать свои рекомендации по применению данного «опуса».
Давайте рассмотрим самое интересное из Постановления Верховного суда.
Главный вопрос – в каких случаях обращение в суд требует применения норм Кодекса административного судопроизводства?
Даётся следующая рекомендация: По правилам административного судопроизводства рассматриваются дела:
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС России);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС России).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС России, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Ещё один интересный вопрос – это представительство по административному делу. Согласно требованиям КАС, представитель обязательно должен быть с высшим юридическим образованием. Полномочия представителя могут быть подтверждены в судебном заседании устным или письменным заявлением стороны по делу.
В остальном рекомендации Верховного суда схожи до степени смешения с рекомендациями по рассмотрению гражданских дел.
Для чего требовалось выпускать столь неудобоваримый и сырой продукт, как Кодекс административного судопроизводства, непонятно до сих пор.
А. Полищук