Деловая репутация компаний в Интернете

Важный вопрос рассмотрен Верховным судом по кассационной жалобе юридической компании на содержание сайта-каталога «Жёлтые страницы» в Москве. На странице юридической компании в каталоге «Жёлтых страниц» были размещены отзывы посетителей сайта, среди которых встречались и чрезвычайно неприятные, обвиняющие компанию в мошенничестве.

Компания обратилась к ООО «Жёлтые страницы» с просьбой удалить эти нелицеприятные комментарии, однако оператор сайта удалять отказался, сославшись на то, что комментарии высказаны пользователями, которые свободны в своих высказываниях.

Юридическая компания пошла в Арбитражный суд г. Москвы, который в иске о признании части сведений порочащими деловую репутацию истца отказал. Далее последовали апелляционная и кассационная судебная инстанция, каковые также в требованиях истца отказали.

Надо заметить, что основной причиной отказа являлось то обстоятельство, что формально «Жёлтые страницы» (а это телефонный каталог, аналогичный распространённому в Иркутске «2Гис»), не подпадал под определение средства массовой информации, поскольку не были зарегистрированы в качество такового.

Дело дошло до Верховного суда. Верховный суд отменил решения судебных инстанций, указав основное – что в случае, если информация, указывающая на противоправный характер поведения истца, носит оскорбительный характер, следовательно, даже при условии ее изложения как субъективного мнения автора, может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации.

Также при рассмотрении требований о защите деловой репутации подлежит оценке вопрос о несоответствии сведений действительности.

То есть, даже если комментарий написан неустановленным лицом, администратор сайта всё равно несёт ответственность за содержание.

Это важный момент, поскольку в настоящее время многие «комментаторы» могут уничтожить деловую репутацию любой компании, прикрываясь тем, что это лишь личное суждение.

Алексей Полищук