Принудительный обмен квартир банкротов
Продолжается «веселье» с принудительным обменом роскошных квартир банкротов на квартиры меньшей площади.
Обмен разрешил Конституционный суд, который 14 мая 2012 года в постановлении № 11-П указал что обмен роскошной квартиры на жильё поскромнее допустим, оговорив при этом необходимость выработки на законодательном уровне критериев и процедуры обмена роскошного жилья на обычное.
29 октября 2020 года в Верховном суде рассматривалась кассационная жалоба по делу №309-ЭС20-10004 на постановление арбитражного апелляционного суда о возможности обмена квартиры, площадью 40 квадратных метров на жильё меньшей площади.
Дело было так: по делу о банкротстве гражданина на общем собрании кредиторов было решено обменять единственное жильё банкрота на квартиру поменьше. Доводы для обмена следующие: гражданин там не живёт, семьи у него нет, квартиру он сдаёт под офис.
Арбитражный суд первой инстанции с таким решением собрания кредиторов не согласился, указав, что помимо отсутствия критериев обмена, у финансового управляющего нет полномочий по покупке жилья для должника, а также нельзя изымать единственное жильё.
Апелляция сочла доводы кредиторов убедительными, разрешив обмен. Доводы следующие:
- должник не гасит долги перед кредиторами;
- должник не живёт в спорной квартире, а сдаёт в аренду;
- должник не состоит в браке, у него нет иждивенцев.
Кассация оставила в силе решение апелляционного суда.
Дело добралось до экономической коллегии Верховного суда, которая отменила постановления апелляции и кассации, оставив в силе решение арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям:
- на собрании кредиторов можно принимать решения, прямо не предусмотренные в законе, но такие решения не должны нарушать закон и право должника на жилище;
- критериев и процедуры обмена роскошного жилья на обычное не прописано. Пока правил нет, общее собрание кредиторов решений о принудительном обмене жилья принимать не может.
- Верховный суд усомнился, что квартира площадью сорок квадратных метров является роскошным жильём.
Алексей Полищук