Щит информации на заправке

Традиционный обзор Постановления Высшего арбитражного суда России № 12627/13 от 10 декабря 2013 г. о том, чем на самом деле являются информационные щиты на автозаправочных станциях.

Кратко суть дела – Общество решило разместить на АЗС три информационных щита, на которых указать направление движения по территории, перечень услуг и способы их оплаты на данной станции.

Для того, чтобы разместить эти щиты, необходимо получить согласование от ГИБДД.

Государственная инспекция решила, что размещение информационных щитов влечёт нарушение требований ГОСТ Р 52044 – 2003, который определяет, в числе прочего, также правила размещения наружной рекламы на автомобильных дорогах. Основным доводом против было то, что ГИБДД посчитало данные информационные щиты рекламными конструкциями.

Общество с данным доводом ГИБДД не согласилось и обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции и апелляция с доводами Общества согласились и заявление об отмене отказа ГИБДД удовлетворили.

Однако кассация решила иначе, отменив решения нижестоящих судов и указав, что хотя информационные щиты и не являются рекламными, однако они являются знаками информирования об объектах притяжения и соответственно подпадают под требования вышеуказанного ГОСТа и соответственно отказ Госинспекции правомерен. Для тех, кто сразу не понял фразу, объясняю, что знак информирования об объекте притяжения – это и есть рекламное объявление, только названное иначе.

Однако Высший арбитражный суд рассмотрел данное дело и решил, что суды первой и апелляционной инстанции правы, а кассация не права по следующим основаниям – информационные щиты на АЗС с указанием направления движения и сопутствующих сервисных услуг являются вывесками и указателями, а не рекламой или знаками информирования об объектах притяжения.

В обоснование вывода о том, что щиты общества не являются знаками информирования об объектах притяжения, ВАС РФ указал следующее. Под знаками информирования об объектах притяжения понимаются знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры. Такие знаки располагаются у дороги, они имеют цель сориентировать участника дорожного движения о расстоянии и направлении движения до места получения услуг определенного вида.

В свою очередь, щиты общества находились не у дороги, а непосредственно на территории автозаправочной станции. Они информировали не об автозаправке как объекте городской инфраструктуры, а об объектах самой автозаправки. На спорных щитах указывались не расстояние и направление движения до нее, а въезд и выезд, направление движения к топливным колонкам, обозначение сопутствующих услуг, которые можно получить на этой автозаправке, и возможные способы их оплаты и не нарушают закон «О рекламе».

По мнению ВАС РФ, совокупность перечисленных факторов (информационная составляющая, местонахождение и способ оформления) не позволяет отнести спорные щиты ни к объектам рекламы, ни к знакам информирования об объектах притяжения.

Таким образом, по мнению ВАСа подобные щиты не требуют согласования в ГИБДД и могут устанавливаться собственниками АЗС по их усмотрению.

А. Полищук