Вычет при продаже квартиры в долях
Недавно ко мне обратились за консультацией граждане, которые продали свою квартиру, которая находилась у них в общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве у каждого, за три миллиона и рассказали, что налоговая инспекция требует от них теперь уплатить налог с дохода, который составляет в их случае два миллиона рублей, причём требовала инспекция этот налог почему-то только с главы семейства. Необходимо добавить, что квартира была у них в собственности менее трёх лет.
Мы долго совместно разбирались в налоговом кодексе и пришли к выводу, что платить налог не нужно, поскольку имущественный налоговый вычет предоставляется каждому продавцу в размере одного миллиона рублей.
А сегодня я с удивлением прочитал в разъяснении ФНС, что неправильно понимаю смысл подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса России. По мнению налоговой службы, если квартира, находившаяся в общей долевой собственности трех человек менее трех лет, была продана как единый объект права собственности по одному договору купли-продажи, имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле.
Если каждый владелец 1/3 доли в праве собственности на квартиру продал свою долю, находившуюся в его собственности по отдельному договору купли-продажи, он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей.
То есть, по мнению налоговой службы, если квартиру продали как единый объект по ОДНОМУ договору купли – продажи, то вычет делится на троих и не облагается лишь сумма, не превышающая 333 333,3 рубля, а если продать квартиру (в нашем случае) по трём договорам купли – продажи каждой доли отдельно, то тогда собственники долей могут получить вычет в размере миллиона рублей.
Вот такая хитрая казуистика получается. Причём, где тут логика, не понятно. С моей точки зрения, совершенно не важно, одним договором продаются доли в квартире или двумя-тремя, важно, что доли перешли, как самостоятельные права на имущество.
Надо дождаться судебной практики по данному вопросу. Пока мне кажется позиция ФНС по данному вопросу ошибочна.
А. Полищук