Возврат аванса при расторжении подряда

Верховный суд в Обзоре судебной практики N 4 за 2017 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда России 15 ноября 2017 года приводит в пример дело по иску Р. к Обществу с ограниченной ответственностью о расторжении договора подряда и возврате предоплаты по договору.

Обстоятельства дела: Р. заключил с ООО договор на получение технических условий на присоединении энергоустановки, монтаж подстанции и выполнение всего комплекса работ по техническому присоединению к электрическим сетям поставщика.

По договору срок исполнения договора составлял 90 дней. Оплата производилась дробно, при этом предоплата в размере 35% от полной стоимости договора была внесена сразу по заключении договора.

ООО получило техусловия после окончания срока договора и больше ничего делать не стало. Р. пошёл в суд с иском о расторжении договора и возврате всей суммы предоплаты. Районный суд иск удовлетворил, а вот в апелляции сочли, что аванс был взыскан в пользу Р. напрасно и в этой части решение суда отменили, оставив в силе решение о расторжении договора.

Верховный суд это определение апелляционного суда отменил, указав следующее:

Решение суда апелляционной инстанции об отказе в иске о взыскании уплаченной по договору подряда денежной суммы и неустойки основано на выводе об исполнении ответчиком части работ по получению технических условий и о принятии этого исполнения истцом.

Между тем каких-либо доказательств этого суд апелляционной инстанции не привел, в частности доказательств того, что полученные истцом технические условия ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" являются результатом работ ответчика и что они были приняты истцом в качестве таковых.

Напротив, истцом представлены доказательства того, что он заключил замещающую сделку с третьим лицом, осуществившим тот комплекс работ, который должен был выполнить ответчик, в том числе и получение технических условий.

То есть речь идёт о том, что коль скоро ООО никакой работы не выполнило, то и попытка выдать за свою работу, фактическую работу третьего лица – ОАО «МОЭСК» также не пройдёт. Если уж взялись за работу, то будьте любезны выполнять её полностью, либо не выполнять вовсе.

Алексей Полищук