Налог только при наличии имущества

Верховный суд давеча щёлкнул по носу любителям халявы, пардон, налоговой инспекции за излишнее рвение при сборе налога на имущество. Да так громко щёлкнул, что ФНС пришлось писать нижестоящим указание № БС-4-21/18577@ "О направлении копии Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064".

Как было: на кадастровом учёте у организации значился объект недвижимости, который уже снесли, но внести изменения в кадастр не успели.

Налоговая инспекция насчитала на де-факто несуществующий, но значащийся в кадастре объект налог на имущество и предъявила организации- собственнику. Однако собственник не согласился с начисленным налогом и пошёл в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного суда, который Определением отказал налоговой во взыскании налога, указав:

Право на вещь не существует в отсутствие вещи. В случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта.

Следовательно первично именно существование вещи, а не регистрация состояния вещи в кадастре или другом способе учёта.

Алексей Полищук