Несовершеннолетний обвиняемый и суд присяжных
Конституционный суд рассмотрел вопрос возможности рассмотрения дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются несовершеннолетние, в суде с участием присяжных заседателей.
Заявитель оспаривал конституционность пункта 1 части 3 статьи 31 Уголовно – процессуального кодекса России, который не даёт возможности рассматривать судом присяжных дела о преступлениях, совершённых несовершеннолетними.
КС решил, что права несовершеннолетних данной нормой не нарушаются и совершенно нет необходимости ради преступлений, за которые преступнику не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертная казнь, собирать суд присяжных. По уголовному закону, несовершеннолетним нельзя назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертную казнь.
Мне понравились некоторые формулировки, которые КС использовал в своём Постановление 16 – П от 20 мая 2014 г.
Так в частности суд указал, что специфика уголовных дел в отношении несовершеннолетних требует наличия у судей высокой квалификации, специальных познаний и навыков. К тому же, профессиональный состав суда позволяет обеспечить большую конфиденциальность рассмотрения дела, в которой, как правило, заинтересованы подсудимые. Кроме того, исключение из подсудности суда присяжных отдельных дел сопровождалось предоставлением несовершеннолетним права ходатайствовать о рассмотрении их дела коллегией из трех судей, а также расширением полномочий суда апелляционной инстанции.
Таким образом, внесенные в Уголовно – процессуальный кодекс поправки не могут расцениваться как ухудшающие положение несовершеннолетних или дискриминирующие их по сравнению с совершеннолетними в вопросах эффективной судебной защиты.
То есть фактически Конституционный суд громко, на всю страну заявил, что суды присяжных безответственны, обеспечить защиту сведений подсудимых не могут и сами не понимают, что решают.
Если исходить из позиции КС, заявленной по данному делу, то непонятно, а зачем нам вообще суды присяжных, коль скоро профессиональные суды значительно более компетентны и эффективны?
А. Полищук