Перипетии поручительства и цессии
История об обыкновенной наглости и безграмотности описана в Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-59191/2017.
Дело любопытно следующим: в 2007 году мадам Грицацуева (все фамилии вымышлены) заключила кредитный договор с банком на покупку квартиры и в залог отдала банку (кредитору) право требования на строящуюся квартиру. В 2013 году платить по кредиту Грицацуева не смогла и обратилась за помощью к партнёру по бизнесу Бендеру с просьбой заключить с банком договор поручительства и заплатить долг по кредиту. Стороны заключили соглашение, по которому Бендер платит шесть миллионов рублей в счёт погашения долга по кредиту, а банк расторгает с Грицацуевой кредитный договор и возвращает закладную на квартиру.
Бендер заплатил в счёт погашения долга 6 миллионов рублей и всё вроде как успокоилось.
Однако Бендер не был бы Бендером, если бы не задумал хитрую операцию по возврату уплаченных по договору поручительства денег. Для осуществления плана Грицацуева и Бендер обращаются в районный суд, где признают договор поручительства незаключённым. Поскольку договор по судебному решению не заключался, то у банка возникает обязательство по возврату Бендеру неосновательного обогащения в размере 6 миллионов рублей.
Бендер уступает по договору цессии юридической компании «Рога и Копыта» право требования шести миллионов рублей к банку, после чего «Рога и Копыта» идут в арбитраж с иском к банку.
Однако банк оказался не лыком шит и возвращать деньги отказался. Дело два раза добиралось до арбитражного суда округа, пока наконец Арбитражный суд Московского округа не поставил в нём точку, отказав в иске «Рогам и Ко», указав, что признание договора поручительства в 2017 году не заключённым не влияет на его фактическое исполнение сторонами в 2013 году, у Бендера нет и не может быть права требовать с банка возврата денег, поскольку он их заплатил добровольно, а банк добросовестно снял залог, вернул закладную и расторг кредитный договор с Грицацуевой, простив ей часть долга.
В общем, схема не сработала и даже признание договора незаключённым не помогло.
Ошибкой Бендера было обращение к банку за денежками. По закону обращаться за взысканием уплаченного за должника надо непосредственно к должнику.
Но вообще схема не лишена остроумности и парадоксальности. Жаль, арбитражный суд не оценил.
Алексей Полищук